Луарские истории: Сомюр, Ланже, Блуа

В 1453 г. закончилась Столетняя война, стоившая Франции огромных жертв, ценой которых была спасена независимость страны. Вновь был обретен государственный суверенитет и ликвидированы притязания английских королей на французские земли и корону. Начали восстанавливаться прерванные событиями войны связи областей страны, возрождалась культура и искусство, строились новые замки… В этой части — рассказ о Сомюре, Ланже и Блуа на фоне событий второй половины XV века.

Сомюр. 1450е годы

Луарские истории. Сомюр. Ланже. Блуа

Сомюр на Луаре

Когда Рене Добрый увидел замок Сомюр (Saumur), он настолько проникся его красотой, что выбрал его прототипом Замка Любви в своем романе «Книга о Сердце, охваченном любовью». Меня Сомюр также пленил, поэтому короткий рассказ об этом замке мне хочется привязать ко времени правления здесь короля Рене.

Луарские истории. Сомюр. Ланже. Блуа

Вид на город со стен замка

Анжуйского герцога Рене Доброго (1409 — 1480), внука Людовика Анжуйского, обычно называют королем, поскольку по рождению и благодаря своим бракам он претендовал сразу на несколько корон (Венгерскую, Неаполитанскую, Арагонскую, Иерусалисмскую). Увы, реально побыть на троне Рене так и не удалось, но он прочно вошел в историю благодаря своим разнообразным талантам и интересам: Рене был поэтом, писателем, музыкантом, любителем живописи, покровителем искусств и наук — некоторое время на него работал Христофор Колумб, в его замке жил дед Нострдамус, туда приезжали известные поэты и менестрели эпохи. Он собрал прекрасную библиотеку, где хранились книги на шести языках. В Рене видят одного из предшественников Ренессанса во Франции, тем более, что он много лет провел в Италии, где поддерживал дружбу с герцогами Сфорца и Медичи, общался с итальянскими гуманистами.

До нас дошло изображение замка Сомюра датируемое как раз временем правления Рене.

Луарские истории. Сомюр. Ланже. Блуа

Замок Сомюр. Фрагмент миниатюры из часослова герцога Беррийского, дяди Рене Доброго, ок. 1440 года

Конечно видно, что ныне замок утратил многие из своих украшений и деталей, но его общие обводы и планировка сохранились с XV века

Луарские истории. Сомюр. Ланже. Блуа

Cомюр, вид с юго-востока

Сейчас Сомюр активно реставрируется и одна из башен уже получила такое же завершение, как на старинной миниатюре из Беррийского часослова

Луарские истории. Сомюр. Ланже. Блуа

Такие украшения скоро получат все башни замка

В 1454 году король Рене обосновался в Сомюре со своей молодой женой Жанной де Лаваль. Король написал для Жанны свадебную пасторальную оду, длиной в десять тысяч строк. Вот по этой лестнице-пандусу молодые торжественно входили (или въезжали) в замок.

Луарские истории. Сомюр. Ланже. Блуа

Главные ворота замка Сомюр

Сюжет «Медовый месяц короля Рене» был весьма популярен у прерафаэлитов, поскольку позволял показать и рыцарскую любовь, и различные виды изящных искусств и ремесел.

Луарские истории. Сомюр. Ланже. Блуа

Данте Габриэль Россетти. Медовый месяц короля Рене. 1867. Частная коллекция

Конечно, картина Россетти не более чем аллегория, но она характеризует место личности Рене Анжуйского в истории и культуре.

Дошел до наших дней и портрет супругов, написанный правда уже на закате жизни Рене.

Луарские истории. Сомюр. Ланже. Блуа

Никола Фроман. Король Рене Добрый и его жена Жанна де Лаваль. 1475-1480. Париж, Лувр

Не стоит однако думать, что Рене занимался только искусствами. Его прозвище «Добрый» во французском языке имеет примерно то же значение, что и выражение «добрый молодец» в русском, это отражение не столько доброты, сколько доблести. Рене много воевал и был прекрасным бойцом.

Несмотря на то, что его дочь была замужем за английским королем (это было одним из условий перемирия 1444 года), сам Рене в годы Столетней войны с англичанами всегда выступал на стороне своего шурина дофина Карла. Будучи одним из его самых верных соратников, Рене присутствовал на коронации Карла VII в Реймсе; там же его посвятили в рыцари.

Армия Рене сражалась бок о бок с армией Жанны д’Арк, и когда королевские войска триумфально входили в Лан, Суассон и Компьень, Рене Анжуйский был среди приближенных Карла VII.

Рене был настоящим знатоком рыцарского дела, он даже написал трактат о правилах организации рыцарских турниров. Большие турниры, театрализованные представления, придворные балы давались и в Сомюре. С этих балконов король с супругой и придворными наблюдали за разворачивающимися во дворе замка действами.

Луарские истории. Сомюр. Ланже. Блуа

В те годы в моде была тема «диких» или лесных людей. Заросший с ног до головы шерстью «дикий человек», олицетворял противостоящие миру куртуазии страсти и необузданные природные силы. Эти персонажи были частыми участниками карнавалов и придворных праздников, причем в «дикие» костюмы наряжались даже самые знатные вельможи, вплоть до королей.

Луарские истории. Сомюр. Ланже. Блуа

Танец «диких людей». Шпалера XV века. Замок Сомюр

Луарские истории. Сомюр. Ланже. Блуа

Колодец во дворе замка. Воду в стоящий на утесе замок приходилось поднимать с многометровой глубины.

Таков Сомюр, замок, над которым после долгой Столетней войны начало чувствоваться дыхание Ренессанса.

Луарские истории. Сомюр. Ланже. Блуа

Луарская даль

Луарские истории. Сомюр. Ланже. Блуа

Западный фасад замка

Луарские истории. Сомюр. Ланже. Блуа

Вид на замок с противоположного берега Луары. Фото — Википедия

Ланже. 1490е годы

«Новый» замок Ланже (Langeais) был построен королем Людовиком XI, сыном Карла VII, в рекордные для своего времени сроки — с 1465 по 1467 год. Он стоит на том же плато, что и старая крепость Фулька Нерра, про которую я уже рассказывал в первой части. Из верхних бойниц крепости Фулька открывается, как мне кажется, самая красивая панорама нового замка.

Луарские истории. Сомюр. Ланже. Блуа

Замок Ланже. Вид из крепости Фулька Нерра

Удивительное свойство замка Ланже состоит в том, что снаружи, из города, он выглядит как неприступная крепость, с внутренней же юго-западной стороны больше похож на загородную резиденцию. Этому способствует и разница архитектурных решений фасадов, и тридцатиметровый перепад высот между уровнями города и холма, на котором стоит замок.

Луарские истории. Сомюр. Ланже. Блуа

Воротные башни замка Ланже. Вид из города

Луарские истории. Сомюр. Ланже. Блуа

Крыши Ланже — вид с дозорного пояса замка

Луарские истории. Сомюр. Ланже. Блуа

Внутренний двор замка Ланже

Ланже связан с важным событием в истории Франции: здесь в декабре 1491 состоялась свадьба молодого короля Карла VIII с бретонской герцогиней Анной, которая положила начало присоединению Бретани к Франции. Хотя герцоги Бретонские были формальными вассалами французской короны, но Бретань всегда считала себя, да и была по факту, независимым государством со своей особой кельтской культурой.

И вот 19 декабря 1490 года 14-летняя Анна Бретонская, унаследовавшая герцогство после неожиданной кончины своего отца и бывшая самой богатой невестой Европы, заочно вышла замуж за будущего императора Священной Римской империи Максимилиана I Габсбурга, чей дом был давним противником Франции. Над Францией нависала угроза быть со всех сторон окруженной недружественными соседями.

Реакция французов была немедленной: весной 1491 года королевские войска вторглись в Бретань, а к осени уже захватили всю ее территорию кроме столицы Ренна. Город неминуемо должен был пасть, и герцогине Анне пришлось принять «предложение, от которого невозможно отказаться»: признать свой брак с Максимилианом I недействительным и выйти замуж за короля Карла VIII — этим союзом Бретань крепко привязывалась к Франции.

Луарские истории. Сомюр. Ланже. Блуа

Ланже, зал эмблем. На стене двойной портрет Карла и Анны, на полу узор из лилий — символа Франции и горностаевых хвостиков — символа Бретани.

Луарские истории. Сомюр. Ланже. Блуа

Король Карл VIII (1470-1498) и герцогиня Анна Бретонская (1477-1514). Неизвестный автор, конца XV века. Замок Ланже

6 декабря 1491 года Анна прибыла в Ланже, где была немедленно сыграна историческая свадьба. Церемония была срочной и тайной, и походила то ли на похищение, то ли на секретный сговор, присутствовало на ней не более пятнадцати человек. Французы боялись, что Максимилиан придет на выручку своей заочной жене, но тот никаких действий кроме дипломатического демарша не предпринял.

В большом зале замка Ланже, воссоздан момент подписания брачного договора:

Луарские истории. Сомюр. Ланже. Блуа

Свадьба Карла VIII и Анны Бретонской. Сцена в большом зале замка Ланже

По-видимому сознательно свет в этой сцене поставлен так, что новобрачные остаются в полутени — видно, что от их желания практически ничего не зависит. Хотя Карлу в тот момент уже исполнился 21 год, правила страной официальная регентша, его старшая сестра Анна де Боже.

Именно она была реальным инициатором и руководителем этой достаточно странной свадьбы, для которой Карлу пришлось отказаться от помолвки с Маргаритой Австрийской, а Анне Бретонской — от брака с отцом Маргариты Максимилианом I. На снимке Анна де Боже стоит слева вместе со своим мужем.

Справа два нотариуса пишут под диктовку канцлера брачный договор, ради которого собственно всё и затеяно. По этому договору тот супруг, который переживет другого, сохраняет власть в Бретани. Если же Карл VIII умрёт, не оставив сыновей, то Анна должна выйти замуж за его преемника на троне. Фактически договор делал неотвратимым поглощение Бретани Францией.

Луарские истории. Сомюр. Ланже. Блуа

Составление брачного договора. Фото с сайта замка Ланже

За нотариусами стоит свидетель — герцог Орлеанский Людовик. Он еще не подозревает, что через несколько лет исполнять букву договора придется именно ему — он станет и очередным королем Франции, и вторым мужем Анны Бретонской…

Судя по фотографии ниже, иногда в зале бракосочетания зажигают огни, и тогда можно рассмотреть и лица молодых, и их свадебные наряды. Анна Бретонская была первой невестой, одевшей платье белого цвета — раньше белый был цветом траура. По-видимому, это был ее «протест» против свадьбы, как и две привезенные с собой из Ренна кровати — намек на нежелание спать вместе с Карлом в одной постели.

Луарские истории. Сомюр. Ланже. Блуа

Карл и Анна на брачной церемонии. Фото с сайта замка Ланже

В Ланже кропотливо и подробно воссозданы интерьеры конца XV — начала XVI веков. Это заслуга последнего владельца замка, промышленника и бизнесмена Жака Зигфрида. Он приобрел замок в 1886 году, и в течение 20 лет провел в нем на свои деньги масштабную реставрацию внутренних помещений.

Были восстановлены интерьеры, плиточные полы, собрана подлинная старинная мебель и гобелены, найден даже сундук с приданым Анны Бретонской. В 1904 году Зигфрид подарил замок и свою богатую коллекцию Институту Франции, благодаря чему любоваться Ланже могут все желающие.

Луарские истории. Сомюр. Ланже. Блуа

Церемониальный зал

Луарские истории. Сомюр. Ланже. Блуа

Почетное место

Луарские истории. Сомюр. Ланже. Блуа

Кабинет. В те времена спальня одновременно служила и местом приемов, и рабочим кабинетом. Подвязанные концы полога кровати означают, что хозяин готов принять посетителя.

Луарские истории. Сомюр. Ланже. Блуа

Скамья. XV век

Вся средневековая мебель была производной от сундука. Стационарной мебели еще не существовало, практически все предметы были сборно-разборными, они путешествовали вмести со своими хозяевами от замка к замку, поскольку высшие феодалы постоянно передвигались по своим владениям, поддерживая власть и наводя порядок «на местах». В сундуках перевозили платья и утварь.

В Ланже представлена большая коллекция гобеленов эпохи, собранная Жаком Зигфридом. Эти экспонаты прямо связаны с личностью Анны Бретонской, которая была искусной вышивальщицей и страстной собирательницей гобеленов.

Луарские истории. Сомюр. Ланже. Блуа

Распятие. Конец XV века. Замок Ланже

Луарские истории. Сомюр. Ланже. Блуа

Аврора и знаки зодиака. Начало XVI века. Замок Ланже

По заказу Анны Бретонской была создана знаменитая серия гобеленов «Охота на единорога», находящаяся сейчас в США.

Луарские истории. Сомюр. Ланже. Блуа

Охота на единорога. Конец XV века. Музей Клойстерс, Нью-Йорк

За семь лет супружества у Анны было семь беременностей от Карла, но живыми родились только четверо детей, ни один из которых не пережил раннего детства. Старший, дофин Карл Орланд, здоровый и умный мальчик, умер в 3-летнем возрасте от кори, вызвав безутешное горе обожавших его родителей.

А через три года неожиданно погиб и сам Карл VIII, ударившись головой о косяк низкой двери в замке Амбуаз — он так торопился на игру в мяч, что не успел вовремя пригнуться, проходя по галерее. Анна осталась без мужа, а Франция без наследника престола. Вторая часть брачного договора, заключенного в Ланже, должна была вступить в силу…

Блуа. 1500е годы

В 1462 в замке Блуа (Blois) появился на свет Людовик, сын герцога-поэта Карла Орлеанского. Когда Людовик родился, казалось невероятным, что ему предстоит занять трон французских королей: ведь он находился на третьем месте в ряду престолонаследников. Его не любили, всячески ограничивали его влияние и даже по коварному расчету женили на бесплодной и уродливой принцессе Жанне, чтобы у Орленской ветви, даже приди она к власти, не было бы наследников. Но судьба распорядилась иначе: когда Карл VIII внезапно умер от сотрясения мозга после удара о дверную притолоку, герцог Людовик Орлеанский в одночасье стал королем Франции Людовиком XII как ближайший на тот момент родственник Карла по мужской линии.

Луарские истории. Сомюр. Ланже. Блуа

Замок Блуа, крыло Людовика XII

Анна Бретонская, пережившая своего супруга Карла и снова ставшая полноправной герцогиней Бретонской, всеми силами старалась обеспечить независимость своей родины от Франции. По брачному контракту, она должна была выйти замуж за следующего французского короля, но Людовик XII уже был женат на Жанне.

При этом сам Людовик страстно желал свадьбы с Анной (он давно был в нее влюблен), и тогда Анна поставила условия: она выйдет за Людовика, только если тот в течение одного года получит у Папы развод и вернет Бретани часть утраченных ею привилегий. Людовик XII сумел выполнить оба условия, и в тот же год Анна стала его женой.

Бретонскому горностаю не удалось выскользнуть из золотого французского ошейника, но ослабить его он все таки сумел… На этой второй своей свадьбе невеста вновь была в белом платье, положив начало традиции, дошедшей до наших дней.

Луарские истории. Сомюр. Ланже. Блуа

Жан Перреаль. Портрет короля Людовика XII (1462-1515). 1514. Виндзор

Неоднократно отмечали сходство Людовика на этом портрете с нашим президентом. Возможно, кто-то увидит определенные параллели и в их линиях жизни.

Луарские истории. Сомюр. Ланже. Блуа

Взойдя на трон, Людовик XII достаточно великодушно обошёлся со своими прежними недругами, и даже Анне де Боже не припомнил своего трехлетнего заключения. Новый король не повысил налоги, а даже наоборот пошёл на некоторое их снижение.

Не взыскал он и обычной подати на коронационные торжества, хотя имел на это право. Людовик усердно взялся за преобразования, стараясь поднять благосостояние страны, полностью расстроенное Карлом VIII. Его первые указы касались денежного обращения, чеканки монет, таможенных пошлин, торговли и других хозяйственных и финансовых вопросов.

Он заботился об улучшении дорог, о росте товарообмена, о подъеме сельского хозяйства и процветании ремесел. Все это принесло свои плоды и экономическое положение Франции начало быстро поправляться.

Известный распутник и повеса, Людовик после свадьбы с Анной стал примерным семьянином, обожавшим свою жену. Он царствовал 16 лет и заслужил титул Отца народа. Правда военные успехи короля были более чем скромными. Он долго боролся за Миланское герцогство и даже завоевал его в 1500 году, но в 1512 году вынужден был отказаться от всех своих итальянских приобретений под давлением коалиции, в которую входили Англия, Испания, Швейцария и Венеция.

Людовик обожал свой родной Блуа, который он сделал столицей королевства, отодвинув Париж на второй план. Именно на этот период времени приходится пик расцвета города и его окрестностей, которые были дарованы королем своим родственникам по линии герцогов Орлеанских.

Луарские истории. Сомюр. Ланже. Блуа

Панорама Блуа из королевского замка

Почти сразу после коронации Людовик XII начал активную перестройку замка Блуа и с 1498 по 1503 год там было сооружено новое крыло. Это здание построено в стиле поздней пламенеющей готики, и оно уже практически не напоминает оборонительное сооружение, а внешне скорее походит на большой городской дом, сложенный частично из камня, частично из кирпича.

Весь Г-образный комплекс, состоящий из главного флигеля, двух башен и капеллы, имеет единый стиль и объединен идущей вдоль двора галереей.

Луарские истории. Сомюр. Ланже. Блуа

Главный флигель Блуаского замка. Вид из противоположного крыла

Луарские истории. Сомюр. Ланже. Блуа

Модель замка Блуа. На переднем плане крыло Людовика XII.

Над подъездом со стороны города красуется конная статуя хозяина замка — Людовика XII. Под ней изображен дикобраз — родовой зверь герцогов Орлеанских, девизом которых была фраза: «Вблизи, как и вдали, я опасен!».

Луарские истории. Сомюр. Ланже. Блуа

Статуя Людовика XII над въездом в замок

Луарские истории. Сомюр. Ланже. Блуа

Металлическая горгулья на фасаде

От интерьеров времен Людовика XII дошло до нашего времени немногое. Вот один из каминов в его крыле, украшенный символами Франции и Бретани, а также монограммами Людовика и Анны.

Луарские истории. Сомюр. Ланже. Блуа

Камин в крыле Людовика XII

Луарские истории. Сомюр. Ланже. Блуа

Старые каменные горгульи в музее замка Блуа

Интересен самый большой и самый старый зал Блуаского замка, примыкающий к крылу Людовика. При графах и герцогах Блуа здесь проходили судебные заседания и торжественные приемы. Позднее в этом зале заседали Генеральные штаты — исторически первый французский парламент, созываемый королем.

Луарские истории. Сомюр. Ланже. Блуа

Зал заседаний замка Блуа, XIII век. Реставрация XIX века

Луарские истории. Сомюр. Ланже. Блуа

Потолок зала расписан 6720-ю золотыми лилиями

Несмотря на то, что Людовик XII был трижды женат, наследников мужского пола у него не было. После смерти Людовика трон наследовал его двоюродный племянник Франциск I. Рассказ о его замках и его времени пойдет в следующей части.

Луарские истории. Сомюр. Ланже. Блуа