Сделал обобщённый рассказ об общественном транспорте, чтобы получше понять каким транспортом удобнее пользоваться в США. Расскажу о своем опыте, использованном в паре последних путешествий по Штатам.
Самолетом на дальние расстояния по Штатам
Основной транспорт при перемещении внутри США на большие расстояния — конечно же, самолёт. Авиакомпаний много, как общенациональных, так и региональных, рейсов на основных направлениях масса и при покупке заранее всегда можно найти что-то более-менее приемлемое по цене. Да, и билет в одну сторону при внутренних перелётах стоит половину билета туда-обратно.
Приобретение билетов на самолет
Покупаем билеты, разумеется, на интернет-сайтах авиакомпаний, отслеживая регулярно случающиеся спецпредложения. Цены в моём случае были такие: Форт-Лодердейл — Вашингтон «Джет Блю» — 99 долларов, Лос-Анджелес — Сан-Франциско «Вирджин Америкой» — 68 долларов, Сиэтл — Сан-Диего «Аляска Эйрлайнс» — 96 долларов. При выборе авиакомпании не забываем и про дополнительные платежи.
В аэропорт необходимо приехать заранее
Приезжать в аэропорт надо всегда заранее, ибо при авиаперелётах в Штатах шмонают очень серьёзно, так что вполне реально потратить на стояние в очереди на секьюрити-чек и последующую проверку до часа времени — особенно если пожалели 25 долларов на то, чтобы сдать рюкзак в багаж 🙂 Да и овербукинг в США случается.
Система оплаты багажа
На внутренних рейсах в США (и приравненных к ним рейсах в соседние страны, Центральную Америку и на Карибы) окончательную и бесповоротную победу одержала лоукостерная революция — багаж и любые дополнительные услуги за плату.
На борту бесплатно нальют только стаканчик воды, колы, апельсинового сока и дадут маленький пакетик каких-нибудь чипсов или орешков, всё остальное по диким ценам. Подушки, одеяла и наушники то же. При этом типичной самолётной горячей еды нет как класса, ни по каким ценам.
Стандартная плата за первое багажное место на регистрации — 25-30 долларов, бывают и разные акции в духе «1 багажное место бесплатно», а у «Джет Блю» и «Саутвест» одно багажное место всегда бесплатно. У некоторых авиакомпаний есть и собственные заморочки — так «Саутвест» не даёт забронировать при покупке конкретное место, а только позволяет докупить «приоритет в посадке на борт».
Наземный транспорт для небольших расстояний по США
Для перемещения внутри одного штата или между соседними штатами на небольшое расстояние (в пределах 12 часов) можно использовать наземный транспорт.
Пассажирские поезда наиболее предпочтительны
Приоритет тут за железной дорогой (где она есть). Слово «Амтрэк» в американском английском давно уже означает не просто название компании, а пассажирский поезд.
В составе поездов есть обычно сидячие вагоны бизнес-класса и коач-класса, на дальних маршрутах есть и слиперы, но цены в них совершенно заоблачные. В Калифорнии курсируют двухэтажные вагоны.
Также «Амтрэк» обеспечивает доставку пассажиров и в места, где нет железных дорог, расширяя свои маршруты за счёт собственного автобусного сервиса (тюрвей) — доезжаете до станции, указанной в билете, и пересаживаетесь с тем же билетом на ждущий вас автобус.
Цены из моего опыта (все коач сит): Нью-Йорк — Вашингтон («Нортистерн Реджионал») — 49 долларов, Окленд — Мерсед («Сан-Хоакин») — 26 долларов, Мерсед — Стоктон — Сакраменто («Сан-Хоакин»+тюрвей) — 23 доллара, Портленд — Сиэтл («Каскадес») — 44 долларов, Сан-Диего — Лос-Анджелес («Пасифик Сёрфлайнер») — 37 долларов.
Посадка осуществляется по-разному. На крупных станциях выпускают на платформу с проверкой билетов, в Портленде даже приклеивали номер вагона и места, куда садиться — правда, когда тронулись, проводница, зайдя в наш заполненный вагон, объявила, что все желающие могут пересесть в два следующих пустых вагона. Обычно же просто приходишь на станцию и садишься в вагон своего класса на любое свободное место.
Станции объявляют по внутренней связи, в некоторых поездах и экраны есть, где их названия пишут. Проводник регулярно проходит по салону и снимает бумажки у тех, кто доехал, предупреждая их, что им выходить на следующей станции.
Пассажирские автобусы для противников ж/д транспорта
В тех случаях, когда поезд почему-то не годиться для перемещения, можно использовать пассажирские автобусы. Лидером на рынке является компания «Грейхунд», по всему Северу есть «Болт Бас», на Северо-Востоке имеются ещё «Мегабас», «Питер Пэн» и «чайнабасы» (которые из чайнатаунов ходят), есть и мелкие региональные компании, а на юг заезжают и компании из соседней Мексики.
Туалет имеется в конце салона, в ходе ночного переезда останавливались на полчаса под утро на рест-стоп на большой заправке с супермаркетом и забегаловками.
Метро и трамвай для перемещений по городу
В мегаполисах обычно городской транспорт представлен массой различных систем. Метро в нашем понимании распространено не так, чтобы особо широко. К таковому безусловно относится вашингтонское Метро, пара линий Метро Лос-Анджелеса, сан-францисский БАРТ, трансгудзоновский ПАТГ, майамский Метрорайл.
Какой-то участок пути они проходят под землёй, какой-то — по земле, а какой-то, как в Лос-Анджелесе или Сан-Диего — по надземным эстакадам. Таковы Троллей в Сан-Диего, Муни в Сан-Франциско, портлендский МАХ.
Нумерация маршрутов внутри систем городского транспорта сквозная, выделенные полосы местами имеются, но без ограждений.
Корабли и паромы для путешествия по побережью океана
В городах, стоящих на берегу океанов/рек (как Сан-Франциско, Нью-Йорке, Сиэтле), есть и водоплавающий транспорт в виде разного рода паромов, плавающих в соседние населённые пункты.
Как пользоваться и сколько стоит проезд в США на транспорте
Теперь об использовании городского транспорта. Довольно удобно, легко скачать схемы транспорта на смартфон, в И-нете есть и удоюные планировщики по прокладке маршрута городского транспорта (вроде mta.info для Нью-Йорка или 511.org для Сан-Франциско и окрестностей).
Наконец, на станциях/в вагонах/автобусах обычно имеются стойки с буклетиками с маршрутами/расписаниями движения.
1 поездка в общественном транспорте стоит от 1,8 до 2,5 долларов.
В автобусах можно платить наличкой — при посадке бросать нужное количество монеток (без сдачи!) в ящичек рядом с водителем. Для прочих видов транспорта нужны приобретённые до посадки билеты. Обычно покупаются в автоматах на станциях/остановках. Платить в автоматах можно как наличкой, так и карточками.
Использование их не только удобно, но даёт и разные бонусы, обычно в виде бесплатного трансфера между различными автобусами/линиями метро в течение 90-120 минут. Также удобным вариантом экономии представляется покупка безлимитного проездного на сутки за 5-7 долларов (он обычно загружается в автомате на транспортную карту)
С метро всё понятно — проходим через турникет. В автобусах обычно посадка через переднюю дверь с оплатой карточкой.
Наконец, во многих городах Штатов до сих пор наблюдается чисто советская система проезда в общественном транспорте под девизом «совесть — лучший контролёр». Это когда можно входить в любую дверь и ехать — только надо не забыть приложить билетик или карточку к валидатору в салоне или даже перед посадкой, на остановке. В таких местах, правда, и контролёры водятся. И даже был свидетелем, как кого-то ловят (в Сан-Диего).
Метро останавливаются на станциях, а вот стриткары (автобусы) на каждой остановке останавливаться не обязаны. Так что если желаете выйти, надо потянуть за веревочку, протянутую вдоль салона, либо нажать на кнопочку, либо надавать на специальную резиночку (в разных местах разные варианты попадались), после чего раздастся звуковой сигнал и над кабиной водителя загорится табло «стоп реквесшед». Выход через заднюю дверь.