Главное

По железной дороге в Западную Армению. Путешествие из Анкары в Карс

лето 2015

Здравствуйте! Хотел бы поделиться своими впечатлениями о железнодорожной составляющей недавней поездки в Турцию — о путешествии на пассажирском поезде из Анкары в Карс. Этот поезд имеет громкое и звучащее название «Восточный Экспресс», но в пути он находится достаточно долго. 1350 километров маршрута преодолеваются целых 25 часов, то есть средняя скорость всего 54 км/ч. Небыстро, прямо скажем, но в данном случае мы не спешили. Как бы это не звучало банально, для меня романтика путешествий в поездах до сих пор актуальна, это один из действенных способов проникнуться страной, а самолёт всё же не даёт таких целостных впечатлений. Ну и бонусом, несомненно, являются красивые виды Малоазиатского и Армянского нагорий, открывающиеся из окна вагонa. Из Анкары поезд идёт в режиме ночь-день, отправившись ровно в 18.00 и прибыв в Карс с несущественным 30-минутным опозданием в 19.00.


Билет приобретался на сайте Турецких железных дорог за три недели до поездки. В итоге все купе в нашем вагоне были заняты на том или ином отрезке маршрута, так что, думаю, билетами лучше обзаводиться заранее, недели за две — именно на ночные поезда дальнего следования. Для справки: как я заметил, вагоны подразделяются на три категории: Pulman — сидячка с компоновкой мест 2+1, Kuşetli — четырехместное купе по типу привычного нам и Yataklı — двухместное купе повышенной комфортности. Именно в последнем мы и ехали, стоимость билета на человека — 27 евро (85 турецких лир), что совсем недорого, учитывая расстояние и очень приличные условия. Одиночному пассажиру придётся немного доплатить за целое купе, оно выкупается целиком, незнакомого попутчика быть не может. Я проверял, сумма небольшая (около 6 евро), зато дети до 12 лет в таком вагоне едут бесплатно.


Удивили носильщики, я уже отвык от такого сегмента вокзального сервиса — редко где можно встретить.


Табло отправления дальних поездов. Наш поезд — номер 19, «Doğu Ekspresi» («Восточный Экспресс») в Карс отправляется в 18.00. Интересно, что на посадку его подали всего за 10 минут отправления, я ожидал ранее. Поезда в расписании до Стамбула на самом деле доходят только до станции Pendik (25 км от Хайдарпаши и паромов в европейскую часть города), это пригород недалеко от аэропорта Сабиха Гокчен.


На первой платформе находится интересный вагон-музей. Вагон Ататюрка, конечно же, один из двух. Вагон не совсем простой, имеется информация. что он был подарен Мустафе Кемалю Атарюрку лично Гитлером (но вот такой монент нигде не упоминается). Кроме того, в этом же вагоне тело усопшего Ататюрка было доставлено из Стамбула в Анкару. Но к сожалению, посетить вагон не удалось, так как принимают только группы минимум в 10 человек. Ну да ладно. Правее вагона (на фото не видно) находится старое здание вокзала Анкара, там также располагается небольшая экспозиция на железнодорожную тематику. Но мне она показалась малоинтересной, кроме того с утра уже ходили в один из музеев Анкары.


Колонка с питьевой водой на перроне. Народ в принципе подходил часто и заполнял бутылки. Как заметил, многие готовились к поездке основательно, имея внушительные сумки с провизией. Не только на наш поезд, а вообще.


Наш поезд подали на посадку поздновато, за 10 минут до отправления поезд. Далее начинается долгое (25 часов), но комфортное и совершенно не тяжёлое путешествие в Карс.


Ищем и находим своё купе, всего их десять. Как видим, в коридоре отсутствует ковёр, частый атрибут наших купейных вагонов, приятная взору деталь поездного уюта.


Общий вид 2-х местного купе. По своему внутреннему пространству оно достаточно объёмное, просторное, с лихвой хватает места для двоих. Бельё уже заправлено, а два кресла легко трансформируются в нижнюю полку. Окно не открывается, лишь верхняя часть откидывается градусов на 30.


Умывальник с дозатором жидкого мыла. Предоставляется и твёрдое мыло в корпоративной коробочке от TCDD)


Холодильник, уже с нашей провизией. Изначально там были вода, по паре шоколадок и снеков-палочек, включённых в стоимость билета.


Имеется шкафчик с полками, в глубине — розетка, через которую включён холодильник, но можно её использовать и для зарядки телефонов и прочих гаджетов.


Комбинация занавески и солнцезащитной шторы.


Очень удобный широкий выдвигающийся столик, то есть можно полноценно расположиться на обеды/ужины.


Вешалки-крючки для одежды, молоток для стекла на случай аварийной ситуации и полка для багажа.


Одноразовые тапочки. Как я понял, это своеобразный турецкий стандарт. В любом провинциальной недорогой гостинице обязательно будут одноразовые тапочки.


Персональный ключ от купе, выданным проводником после отправления. На случай, если хотите прогуляться в вагон-ресторан, в туалет, да мало ли ещё куда.


Изнутри купе закрывается на обычную защёлку.


Регулятор температуры и выключатели. Индивидиальных ламп освещения для каждого места не предусмотрено.


Под умывальником — ящик для мусора.


Вид на застеленную верхнюю полку.


Купе проводника, которого почти всю дорогу практически не было видно, за исключением крупных станций. Проводник предпочитал находиться в вагоне-ресторане. Я так и не понял, то ли это являлось его дополнительной обязанностью, помогать там, то ли ему было просто скучно и он предпочитал быть поближе к своим коллегам. Кстати, рядом с купе проводника имеется и небольшая душевая кабина, вот не сфотографировал, жаль. Но пользовались, всё в порядке — горячая вода в наличии.


Помещение туалета, в вагоне их два — обычный, западного типа, и традиционный восточный без стульчака. Турция же. Туалеты в целом чистые, но не совсем свежие — терпимо, учитывая возраст вагона. Это тип TVS2000 производства локального, турецкого вагоностроительного предприятия TÜVASAŞ (годы выпуска 1992-2002).


А тем временем наш поезд шустро выезжает за пределы Анкары.


Вскоре двухпутная пригородная электрификация, далее — только тепловозная однопутка до самого Карса. Жаль, что не было расписания движения поезда на стене в коридоре, немного неудобно. Впрочем, на следующее утро включил GPS на телефоне, чтобы ориентироваться на маршруте следования.


Проезжаем мимо каких-то городков, скоро стемнеет.


Самое время преобразовать два кресла в нижнюю полку и задуматься о походе в вагон-ресторан. Не с целью поужинать (плотно пообедали в Анкаре, да и с собой было), а просто полюбопытствовать, как там всё устроено, какие цены и т.д.


Вид на барную стойку, слева — тележка с чаем, водой и лёгкими снеками, которая вскоре отправится в сидячие вагоны. В нашем вагоне тележки я не видел, но как бы имеется кнопка вызова персонала. То есть возможно более индивидуальное обслуживание, хотя не уверен — не пользовался.


Супруга изучает меню вагона-ресторана и общий вид. Клиенты есть, человек десять было, и постоянно приходили новые.


Меню поближе, ценник процентов на 30 выше, чем в среднем по стране. Чай/кофе — 0,5 евро, вотка с пивом — по 1 евро, супы чуть дороже евро, основные блюда 4-6 евро, но порции небольшие. Однако к главному заказу неукоснительно приносят корзинку с хлебом, салатик и оливки. Это я немного подсмотрел, чего там они едят. Сам взял себе бутылку местного пива EFES (ни о чём), а жена заказала айрян. Посидели минут 20, да и отправились к себе. На следующий день вновь приходили сюда попить чайку, подали его в обычной кружке с блюдцем.


Вид из окна утром, где-то после станции Сиваш (Sivas), где была длительная стоянка. Это ровно середина пути.


Поезд неспешно пробирается сквозь многочисленные тоннели.


Красивые и суровые места, особенно зимой — это самый центр Турции, со всех сторон запертый горами. Зимой тут ветренно и холодно.


Так как у нас в самом хвосте состава, в любое время можно выйти в тамбур и созерцать железную дорогу с пейзажами сколько душе угодно.


Пришло время завтрака. Чего нам в этот раз послал Бог турецкого пищепрома?


Затем сходили попить чай и я решил немного вздремнуть, отметив по карте, что следующая большая станция Эрзинджан (Erzincan) будет часов в 11 утра.


А вот и Эрзинджан. Стоянка однако здесь крайне непродолжительная, 5 минут. Такая же будет в Эрзуруме, то есть полноценно прогуляться вдоль состава совершенно не получилось. Здесь, в Эрзинджане, я заставил слегка поволноваться нашего проводника, когда после отправления меня не оказалось в вагоне, хотя он (проводник) видел, что я выходил. А я всего лишь решил прогулятся по перрону и затем незадолго до отправления заскочил в один из первых вагонов, чтобы затем пройти сквозь весь состав. Не привык он, видимо, к такому нестандартому поведению, ведь обычно иностранные туристы предпочитают проводит время в своём купе, вот и разнервничался, бедолага.


Результат прогулки — фото салона сидячего вагона.


Едем дальше, уже по региону Восточная Анатолия (или Западная Армения). После Эрзинджана пейзаж стал на время более плоским. Заметил ещё один момент турецкой поездной жизни — турки любят курить в поезде, хотя везде видно запрещающие знаки. Видел двух деятелей, не постеснявшихся открывать двери вагона на скорости 80-90 км/ч и паливших свои цигарки. Ещё здесь курят в туалетах, а проводник это делает и у себя в купе. Далеко от начальства, можно и расслабиться. Хотел его зафотографировать, но за пару часов до прибытия в Карс он неожиданно переоделся в гражданское, а это уже не то. Да и ладно.


Станция и городок Ашкале, уже в Эрзурумской области.


Затем начались безлесные пустынные жёлтые холмы. «Земля безлесна, но плодоносна» писал А.С. Пушкин в своём «Путешествии в Арзрум» именно об этих местах.


Тем временем поезд прибывает в Эрзурум.


Сюда мы ещё вернёмся, пока короткая прогулка по перрону.


Маршрутная табличка на вагоне поезда.


Слегка неожиданная картина — автомобиль такси заезжает за клиентами прямо на платформу к вагону.


Вскоре оправились, а до Карса ещё 200 километов и 4 часа.


Вид на станцию Эрзурум.


После Эрзурума какое-то время проезжаем плоскую высокогорную равнину.


Между прочим, этот поезд, «Восточный Экспресс», ранее ходил не из Анкары, а из Стамбула, отправляясь от известного железнодорожного вокзала Хайдарпаша, что величаво расположился на самом берегу Босфора, но в связи с масштабной реконструкцией турецких железных дорог вокзал Хайдарпаша закрыт, а все имеющиеся дальние поезда на восток Турции стартуют из Анкары.


Одна из немногочисленных станций на полпути от Эрзурума к Карсу, хотя зачастую поезд останавливался буквально в чистом поле, где лишь короткая платформа. Люди сходили и пешком направлялись в близжайшую деревеньку.


Где-то за час с небольшим до прибытия в Карс, здесь видим уже невыское горы, поросшие лесом. Вскоре будет станция Сарыкамыш, бывший форпост России на Османском направлении, однако в Сарыкамыш поезд пришёл уже во тьме, поэтому фотосъёмка стала невозможной. Далее — Карс, конечный пункт нашего железнодорожного путешествия. Ввиду тёмного времени суток мы сразу отправились в гостиницу, не было смысла рассматривать станцию, подошёл туда в один из следующих дней.


В общем, сошли мы с поезда абсолютно свежие, выспавшиеся, отдохнувшие и с новыми впечатлениями, которые не сможет дать перелёт на самолёте. Это был отличный опыт, а спальный вагон в целом я оцениваю на твёрдую «четвёрку» с стороны не как специалиста, а именно как пассажира. Балл снизил ввиду очевидного возраста вагона, которому не помешало бы легкое косметическое вмешательство. Но это в действительности мелочи)

Источник: ru-travel.livejournal.com
conrad
11/03/2016 14:00

www.travel.ru

Нет комментариев

    Оставить отзыв