зима 2016
В Куала-Лумпур мы были этой зимой всего три дня. Прилетели из Шанхая авиакомпанией Air Asia, встретили Новый 2016 год и уже 1 января укатили на остров Пинанг. Про Пинанг будет отдельная история и явно не одна. Здесь же расскажу о столице Малайзии, о некоторых её достопримечательностях ,а также подробно остановлюсь на технических деталях, как-то: транспорт в городе, места пропитания и т.д. и т.п. В общем , попытаюсь ответить на те самые вопросы, которые задаёт себе самостоятельный турист, собираясь в поездку. К тому же про Малайзию ходят какие-то мифы о её невероятной дороговизне. Дамы и господа, расслабьтесь ! Малайзия — крайне недорогая для туриста страна.
Сначала остановимся на местных денежных знаках. Валюта Малайзии — рингит. Официальный курс на момент нашего посещения был в районе 4.3 рингита за доллар США. Посмотреть актуальное состояние курса можно, например, тут. Курс же в обменных пунктах пониже, мы меняли в китайском квартале Куала-Лумпур в обычных уличных обменниках от 4.20 до 4.24, в обратную же сторону оставшиеся рингиты я менял уже в Джорджтауне острова Пинанг по 4.32 за доллар. В аэропорту Куала-Лумпур в зоне прилета курс очень плохой, всего 4 рингита за доллар, так что имеет смысл поменять только чтобы хватило добраться до города. Обмен валюты не представляет собой проблемы, обменники хоть и не на каждом углу, но достаточно часты, комиссии за обмен нигде не наблюдал. Купюры все пластиковые, иногда встречаются старые бумажные «единички», дробная часть — сены — представлена монетами, сдачу дают везде до сена.
Итак, начнём с начала, т.е. с аэропорта. Мы прибывали и улетали из, так называемого, KLIA2 — второго терминала международного аэропорта Куала-Лумпур. Между KLIA и KLIA2 достаточно приличное расстояние, ходят бесплатные автобусы, в пути минут 10.
Мы же по прилету были озадачены как нам добраться до города, расстояние не малое — аж 50 километров. Еще раз обращаю внимание, что речь ведем о KLIA2. Такси сразу откинули как дорогой вариант (не менее 80 рингит до центра). Существует электрички KLIA Ekpres и KLIA Transit (принадлежат разным транспортным компаниям, как я понимаю), но цена их также не радует — с 1 января 2016 года — аж 55 рингит с человека при покупке в кассе. Получится на двоих дороже такси ! Самый простой способ оказаться в городе — автобус. Стоянка автобусов находится на первом этаже терминала прилета, сразу при выходе. Там расположены остановки множества автобусных компаний. По ссылке представлено пять автобусных компаний, мне же показалось, что по факту их побольше. В Куала-Лумпур они прибывают либо на узловую станцию KL Sentral , либо на автобусную станцию Puduraya (она же Pudu Sentral), либо на южную теперь уже главную автобусную станцию Terminal Bersepadu Selatan (TBS). Поскольку отель у нас был в китайском квартале, что совсем рядом с Pudu Sentral, то выбор был очевиден — мы нашли автобус фирмы Star shuttle. И хоть многие утверждают, что билеты надо брать у водителя, нас отправили обратно в здание аэропорта в кассу за билетом. Она прямо напротив автобусной остановки, не ошибетесь. Несмотря на то, что на сайте компании Star shuttle была указана стоимость билета в 12 рингит, с нас взяли почему-то 10. Меньше — не больше, мы не возражали. Но даже 12 рингит — согласитесь, это не бешеная цена в 55 за электричку. Автобус по пути заезжает в терминал KLIA, а всего едет до центра города аж полтора часа. Сиденья удобные, можно спокойно поспать, на конечной все равно разбудят и выгонят.
Теперь об отеле. Долго думал перед поездкой о лучшем местоположении отеля в Куала-Лумпур. Так как мы хотели съездить в пещеры Бату, город iCity, в новую столицу Путраджайя, а потом уехать на остров Пинанг на автобусе, то логично было найти отель недалеко и от метро, и от автобусной станции Пудурайя. А это однозначно указывало на китайский квартал !
Сначала забронировал отель Geo около станции метро Pasar Seni. Хорошие отзывы, недорогие номера, просто великолепное местоположение. Но за пару дней до отъезда получилось так, что поехали мы вдвоем с супругой, вместо плановых «втроем с сыном». Лихорадочно стал искать двухместный номер, чтобы не переплачивать за «трещку». В Geo номеров уже не было. Так бы может и оставил Geo, но приглянулся отель Swiss Inn Chinatown Kuala Lumpur. Новый, хорошие недорогие номера, местоположение отличное: станция Пудурайя в пяти минутах ходьбы, столько же до метро Pasar Seni, а значит узел к поездкам по городу. Рядом дворец султана и главная мечеть, еще ближе центральный рынок, недалеко парк птиц. Всё идеально ! Цена вопроса — меньше ста долларов за три ночи ! 140 рингит за сутки. Вообще ни о чем. Беру ! Номер, правда, без окна, но это нас нисколько не напрягало, мы даже занавески не отодвигали. Я забыл сказать про этот факт супруге и отсутствие окна она обнаружила на третий день.
Приехав из аэропорта на автобусную станцию Пудурайя, мы поразились тишине и малолюдности. А потом увидели объявление, которое стало для нас сюрпризом.
Оказывается Пуду Централ (Пудурайя) больше совсем даже не централ, а все основные компании уехали на другую автобусную станцию на юге города. Оп-ля ! Но об этом в рассказе, посвященном Пинангу.
Мы спокойно дотопали до отеля. Местоположение и правда прекрасное, вокруг китайский квартал, без проблем купить фруктов, поменять валюту, круглосуточный супермаркет КК напротив отеля. Заселили нас в номер 420 намного раньше положенного времени, в 9 утра. Номер маленький по размерам, но чистый. На самом деле отель новый, добротный. Уборка хорошая, каждый день, полотенца и постельное бельё без претензий, правда полотенце только одно большое на человека и даже для ног не было. Всё наполнение номера: сантехника, мебель, минихолодильник, сейф, фен, кондиционер — без вопросов. Матрацы дешевенькие, но вполне терпимо. Из «расходников»: один «тюбик» геля и шампуня, чай-кофе-сахар в пакетиках, две поллитровые бутылки воды, всё каждый день пополнялось. Электрочайник само-собой. WiFi «волнами», то летает, то тормозит, со скрипом, но можно пользоваться. В общем, на 33 доллара в сутки «косяков» немного.
Завтраки совсем не шикарные, но за эту цену мы не ожидали никаких. Тем не менее, из съедобного: яичница, омлет, рис, лапша жареная, сок двух видов, два вида хлопьев , молоко , кофе, чай, хлеб, джем (ужасная гадость), масло, помидоры, огурцы, сосиски сорта «без мяса», дыня, арбуз, ананас. Голодными не уходили.
В результате в отзыве на букинг.ком я поставил отелю такую оценку, которую не ставил никогда и никому: два с половиной из десяти ! В чем же дело, спросите вы!? Ведь все же прекрасно и отель достоин чуть ли не трёх звезд и оценки минимум в семерочку. Да, отвечу я вам, вполне достоин. При одном условии: если вы глухой. Я не знаю как в других номерах и на других этажах (а отель все-таки немаленький, аж 150 номеров), но у нас было впечатление, что стены между номерами отсутствуют совсем. Мы люди на самом деле не придирчивые, к повышенной слышимости относимся терпимо. Но тут какой-то лютый кошмар. Слышно было как в соседнем номере нажимают кнопки на мобильном телефоне. Про разговоры уж и вспоминать не приходится. При этом нам достались со всех сторон вполне вменяемые соседи, которые не буянили ночами и у которых не было вопящих детей. Я не понимаю зачем вкладываться в инфраструктуру и строить неплохой отель, но делать при этом картонки вместо стен. Может нам так «повезло», потому как в других отзывах по этому отелю ничего подобного нет, много жалоб на неуправляемые кондиционеры, но не на слышимость. У нас с кондеем все было в порядке, но «беруши» были бы точно не лишними.
Несмотря на такой вот факап (я, конечно, погорячился с такой оценкой, отель достоин большего, но я был зол), буду утверждать, что цена отелей в Куала-Лумпур совсем даже не велика, в том же китайском квартале полно нормальных отелей в ценовой категории до 50 долларов за ночь за «дабл». Нам просто немного не повезло. Так что миф о дорогущей Малайзии можно смело развеять и отличный отель на Пинанге (о чем расскажу потом) это только подтверждает.
Транспорт по городу. Такси. В Куала-Лумпур — это потеря времени и денег, потому как в любое время дня центр города стоит в жуткой пробке. Такси, тем не менее, мы использовали несколько раз в силу необходимости. Но когда можно было доехать на метро, то в сторону такси даже не смотрели. В метро прохладно в кондиционированных вагонах, таксисты же в большинстве случаев экономят на топливе и в 35-ти градусную жару шпарят с открытыми окнами.
Тариф на такси. В целом очень недорого. Три рингита сразу на счетчике за первый километр. Это минимум. Дальше 0.25 рингита каждые 200 метров или 36 секунд, смотря какой событие наступит раньше. В пробках раньше наступает 36 секунд. Стоишь под палящим солнышком, а счётчик щелкает, щелкает… То еще удовольствие. Есть ночной тариф, но мы в него не вдавались, так как не пользовались.
Такси много, поймать «с руки» в центре города вообще не проблема. Проблема состоит в другом, никто не хочет везти вас по счётчику, а хочет слупить минимум две цены. Надо торговаться, чтобы переплатить немного. Для этого надо знать тариф и примерное расстояние, которое вам надо проехать. Если, например, это пять километров, то 3 + 4*5*0,25 = 8 рингит, но не обольщайтесь, за эти деньги никто вас не повезет. И даже если поедете по счетчику, то по факту будет не менее десятки — простоите в пробках. Но вот за 13-14 рингит сторговаться на такой маршрут можно. Были попытки таксистов радостно повезти нас не договариваясь о цене. Тут надо действовать жестко: или он включает счётчик, или договариваемся о цене, или выходим. Иначе по приезду будет озвучено что-нибудь запредельное.
Есть еще один вариант, вызвать такси по мобильному приложению My Teksi, которое есть и Apple Store и в Play Market. Пользоваться им не сложно, адрес вашего местоположения оно пытается подобрать само(но лучше напишите свой адрес в комментариях к заказу), вам остается ввести только адрес пункта назначения. Приложение не даёт конечную цену, а указывает диапазон цен (для тех же пяти километров будет указано 8-12 рингит, например). После заказа приложение подбирает водителя и вы видите он-лайн как машина едет к вам. Обычно это максимум минут 10. Дальше вы садитесь и гарантированно едете по счетчику. Понятно дело, что для вызова вам нужен интернет. Я использовал WiFi отеля, потому как мобильный интернет в роуминге у меня отказался работать напрочь. Идеально, конечно, иметь малазийскую симку, так как водитель обязательно попытается вам позвонить и как минимум радостно сообщить, что едет. В роуминге такой звонок может оказаться многократно дороже всей поездки. При заказе есть возможность, кроме адреса конечного пункта, написать водителю сообщение. Я всегда писал на английском, чтобы они мне не звонили, а если все-таки звонили, то трубку не брал. Приложение, кстати, работает по всей Малайзии, а не только в Куала-Лумпур. Мы с успехом использовали его на том же Пинанге, где по счётчику возят еще более неохотно, а точнее не возят совсем. Тут же у вас будет гарантия, что вас повезут по честному счётчику, только добавят еще два рингита к итогу, так как именно столько стоит сервис My Teksi. Но и тут ушлые водители стараются обмануть: приезжают, а на счётчике уже допустим 6-7 рингит. Начинают объяснять, что типа это он тебя ждал. Пресекайте на корню.
Транспорт по городу. Метро. Самый удобный, надежный недорогой вид перемещения п о столице Малайзии. Даже после подорожания в ноябре 2015 года, метро в Куала-Лумпур очень недорого. К примеру из центра города к знаменитым пещерам Batu стоит всего 2 с половиной рингита на человека в одну сторону, а это ехать более получаса. А из того же центра на окраину, где располагается парк iCity — всего 4,6 рингита (чуть больше доллара), а ехать больше часа. На такси это удовольствие выльется в районе сотни рингит в одну сторону. Большая часть метрополитена в столице Малайзии — надземная, так что скорее это что-то типа электрички, особенно линии KTM.
Станция метро Pasar Seni Вход на втором уровне, поезда едут на третьем, а на первом -обычная автодорога.
Как пользоваться ? Метрополитен Куала-Лумпур принадлежит двум разным транспортным компаниям KTM Komuter и Rapid KL. Договорится между собой они, видимо, не могут, поэтому о каких-либо единых проездных забудьте сразу. А точнее вообще о любых проездных годных для туриста. Их нет, хоть в интернете я и встречал рассказы про некий мифический Rapidpass Integrasi. В реальности информации по нему я не нашел, может плохо искал. Каждый раз придется покупать в автомате жетончик. Принцип пользования автоматом прост. Везде есть англоязычный интерфейс. Тыкаете на экране в станцию куда хотите попасть, появляется тариф, набираете нужное количество билетов, суете банкноты и монеты, получаете сдачу и жетоны. Жетоны надо приложить к турникету при входе и сунуть в щель турникета при выходе. Всё просто. Но такая идеология только на линиях LRT, принадлежащих Rapid KL. Это линии 3,4,5,8 (монорельс). У KTM Komuter же просто покупаете бумажные билеты в кассе, но также есть и автоматы. Это линии 1 и 2.
Затем просто проходите с билетом на платформу и садитесь в вагон. У вас могут не проверить билет ни в поездке, ни при выходе из станции. Но рисковать ехать «зайцем» точно не стоит, штрафы сумасшедшие.
Общую карту метро можно посмотреть тут.
Поезда KTM Komuter имеют отдельные женские вагоны (покрашены в розовый цвет), поезда же линий LRT очень небольшие и отдельных «женских» мест нет. Все поезда прекрасно кондиционированы и чисты.
Однажды нам пришлось задаться вопросом: что делать, если вы купили жетон в автомате, а ехать на эту станцию (и вообще по этой линии) раздумали ? Вернуть жетон в кассу нельзя. Причем нам категорически сказали, что жетон подходит только на этой линии LRT (дело было на линии 4) и действует только сутки. Мы даме в кассе не поверили и спокойно проехали по этим жетонам по линии 5 LRT. Все прекрасно подошло. Я так понимаю, что контролируется только сумма, уплаченная за жетон, главное при поездке не превысить её, иначе не выпустит на выходе. Это разумеется касается только линий LRT.
Транспорт по городу. Автобусы. В городской черте не пользовали их ни разу. Знаю, что существуют даже бесплатные, но лень было разбираться с маршрутами, метро все равно быстрее и удобнее.
Общие впечатления о городе и населении: Сразу скажу, что трёх дней на осмотр всех достопримечательностей Куала-Лумпур вполне хватит, если вы не намереваетесь ездить в какие-то радиальные вылазки в другие города. Население столицы состоит больше чем наполовину собственно из малайцев, которые поголовно мусульмане, а остальные процентов сорок — это индусы и китайцы. Дресс-код у мусульманок весьма затейлив: зачастую полностью укутанная голова (включая специальный чепчик под платок) и одновременно джинсы с попой в обтяжку.
В Иране такой наряд бы точно не поняли. Так как страна мультикультурная (хоть мусульманство и государственная религия), то ваша одежда не парит вообще никого, спокойно можно ходить в шортах и майках. Вообще наличие туристов воспринимается как само-собой разумеющееся и местному населению вы интересны только в том случае, если они работают в сфере туризма. Причем никто не будет за вами бегать, хватать за руки, истошно орать и предлагать свои услуги, как это происходит в Индии. Всё спокойно, безопасно и откровенно обмануть, а тем паче ограбить, никто пытаться не будет. По уровню жизни страна примерно равна средним городам-миллионникам в России, может чуть лучше. В столице откровенной грязи нет, хоть и чистотой не блещет, особенно индусские кварталы.
Около станции метро Pasar Seni идёт хронический ремонт набережной. Тут же имеется очень неплохой стритарт
Погода: Днем были полноценные тропические +35+38, ночью температура с трудом опускалась до +24. Дождей не было, хотя прогнозы и обещали, один раз что-то покапало вечером и всё. Напомню: конец декабря — начало января.
Пропитание . Искренне завидую людям, у которых в желудке «и долото сгниёт». Они могут питаться в любой уличной забегаловке в любой стране и им за это ничего не будет. Увы, к таким не отношусь, за 45 лет жизни накопил очень много болячек ЖКТ, из-за которых не могу позволить ничего острого, жирного, кислого (особенно содержащего уксус). Согласитесь, что в путешествии по странам Азии такой расклад представляет некоторую проблему, особенно в Малайзии, где кухня достаточно остра. Сразу скажу, что так мы и не прижились к малайской действительности в плане еды.
В связи с мусульманством забудьте про свинину, хоть лично для меня это и небольшая потеря. Но вообще ситуация с мясом весьма напряженная. Нет, оно есть, но если вы будете питаться в недорогих кафе или фудкортах, то мяса в блюдах будут «следы». Но зато блюдо будет стоить всего 8-12 рингит (2-3 доллара): рис с курицей или морепродуктами, или с говядиной. Или суп какой-нибудь.
Если кусок курицы или говядины в блюде будет уже иметь форму и размеры, то цена увеличиться примерно до 20-25 рингит ($5-6), что тоже вполне приемлемо. Но вот если вы захотите шницеля или что-то отдаленно напоминающее стейк или шашлык, то готовьтесь к ценам от 45 рингит (от $11) за второе блюдо. Т.е. цены повыше, чем, например, во Вьетнаме, где мы были буквально за два месяца до Малайзии. Мы старались питаться в среднем ценовом сегменте и в целом нам это удавалось, но никакого кулинарного восторга мы от пищи не получали. Ну не умеют малайцы готовить еду, невкусно получается почему-то. Мы всегда спрашивали перед тем как что-то купить или заказать: «спайси ?», если нам отвечали «ноу ! ноу !», то можно брать смело. Если говорили, что «нууу … так … чуть-чуть совсем», то значит просто остро. Если говорили, что «литтл спайси», то значит очень остро ! Просто «спайси» супруга рискнула взять всего один раз. Это блюдо есть было нельзя совсем.
Теперь про конкретные места питания в Куала-Лумпур. Так получалось, что все три дня в столице мы ездили обедать (а скорее ужинать) в ТЦ Syria, что рядом с башнями Петронас,
где на шестом этаже есть, во-первых, фудкорт, а, во-вторых, своеобразный ресторанный дворик. Не спутайте с четвертым этажом этого же торгового центра: там огромный фудкорт, но только фастфуд типа бургер-кингов и его местных вариантов, есть там мы не рискнули.
В фудкорте на шестом этаже тоже не рекомендую, там не дорого, но и не вкусно. Еда нормальная, качественная, но … нет, не то. Зато с другой стороны шестого этажа есть много маленьких ресторанчиков, мы совершенно случайно зашли в Madam Kwan’s
и потом еще раз на следующий день специально вернулись в него. Место очень популярное, народа там всегда много, но столик найти можно. Обслуживают быстро, меню достаточно простое, мы оба раза брали рис с курицей и суп с говядиной (очень похож на вьетнамский «фо») и пару манговых шейков. Платили всего 65 рингит и мало того, что наедались до отвала(порции очень большие), но и получали реальное удовольствие: готовят вкусно даже элементарные блюда. Так что рекомендую.
В промежутках между завтраками в отеле и поздним обедом, мы всегда покупали много фруктов, обычно съедая килограмма три в день. В китайском квартале с этим проблем нет никаких. Прямо радом с отелем.
Вкуснейшие манго, рамбутаны, мангустины по 8 рингит за килограмм, красный внутри «драконфрукт»-питахайя (что бы там ни говорили, а он значительно вкуснее белого) по 10 рингит за кило. Отрывались по полной. Плюшки-печеньки к вечернему чаю в отеле покупали в круглосуточном супермаркете КК напротив отеля, там же брали воду для дневных поездок: поллитра — полтора рингита, полтора литра — два с половиной рингита. У уличных торговцев воду можно купить и по одному рингиту за поллитра.
В этой бочке жарят каштаны
На этом с темой пропитания в Куала-Лумпур всё. В среднем в Малайзии мы тратили на пропитание всего лишь 85 рингит (примерно $20) в день (На Пинанге тратили меньше, чем в КЛ). Так что истории про дороговизну Малайзии — это фейк.
Туалеты. Часто читал отзывы туристов о том, что общественные туалеты в Малайзии загажены. Нет, это не совсем так. Дело в том, что в мусульманской традиции, извините, не пользоваться туалетной бумагой, а подмываться. В каждой туалетной «кабинке» для этого имеется шланг с краником. К тому же в восточных опять-таки традициях использовать не унитазы, а туалет «деревенского» типа с платформой для ног. Часто в общественных туалетах Куала-Лумпур половина кабинок с унитазами, а половина как раз с такими «платформами». Понятное дело, что после использования того самого злополучного краника, часть воды неизбежно льётся на пол и частенько туалет «плавает». Что и вызывает у европейских туристов ощущение «загаженности», на самом деле это не так. Кстати, в Куала-Лумпур бесплатные общественный туалеты распространены повсеместно и есть даже на станциях метро.
Теперь расскажу о некоторых основных достопримечательностях собственно Куала-Лумпур.
Конечно, башни Петронас( Petronas Twin Towers), которые являются визитной карточкой столицы.
Повторять их технические данные не имеет смысла: не трудно открыть википедию и почитать. Добраться до башен легче лёгкого — на метро линия 5 LRT станция KLCC. От Pasar Seni это стоит 2,2 рингита в одну сторону с человека. Мы побывали у башен, как днём,
так и предновогодним вечером.
Посмотрели шоу танцующих фонтанов: слабовато, честно говоря. В Дубае покруче.
Вообще была мысль встретить Новый год именно тут, но приехали к башням в начале десятого вечера и обнаружили толпу, растущую с каждой секундой, подход к фонтанам огорожен, где-то там около них на пустом пространстве идет концерт, к тому же периодически накрапывал дождь. Мы поняли, что через пару часов будет давка и уехали обратно в отель.
Также все туристы в отзывах хвалят парк птиц (KL Bird Park), что делают по-моему мнению абсолютно зря. Как добраться ? Хочу сразу обратить внимание: по карте напрямую парк птиц от той же Пасар Сени вроде как недалеко, но упаси вас господь идти пешком — дорога там жутко петляет и по факту мотанёте километров пять, что на жаре совсем даже не легкая прогулка. Метро рядом нет и это как раз тот случай, когда оправдано применение такси. От отеля, вызвав такси через My Teksi, доехали за 11+2 = 13 рингит, обратно с трудом сторговались до метро Pasar Seni за 15 рингит, попали в жуткую пробку, по которой волоклись еле-еле полчаса, потом терпение лопнуло и у нас и у водителя, мы вышли у центрального рынка Central Market. Ну раз уж тут оказались, то походили по нему, затарились сувенирами. Тут и до метро Pasar Seni три минуты пешком.
Теперь о собственно парке птиц. Вход недешев, 50 рингит с человека и цена себя не оправдывает. Ничего такого супер-интересного в парке нет. Это при том, что птиц мы очень любим и с удовольствие посещаем при случае подобные места. Самое интересно, конечно, это лакающие молоко радужные лори.
Тут же сидит амазон и выпрашивает семечки.
Беда только в том, что ни молоко, ни семечки не купить нигде, их может дать смотритель. В том случае, если это ему заблагорассудится.
Мне, например, обломилась фига, т.к. дают только тем, кто с детьми. В общем, я бы с удовольствием заплатил за мешочек семечек или плошку молока, но …
Весь парк накрыт сеткой и большинство птиц живёт вне вольеров,
кроме хищных, само-собой
Куда ж без павлинов
Ожереловые попугаи
Дикие обезьяны пробираются сквозь дырки в сетке и воруют еду у птиц
Уходит с добычей
А это «легитимный пользователь»
Стоит упомянуть и еще о двух достопримечательностях центра города, которые находятся в , тем паче, что это в шаговой доступности от метро Pasar Seni.
Мечеть Masjid Jamek Bandaraya, вокруг неё идет тотальный ремонт (видимо уже давно), место для съемки найти трудно. Дошли до самой мечети. Внутрь не пускает охрана, с трудом разрешили сделать пару снимков.
Но лучшим местом для съемки оказался мостик недалеко от центрального рынка.
Поближе
Дворец султана Bangunan Sultan Abdul Samad на площади Мердека (Dataran Merdeka).
После облома со встречей нового года у Петронасов, мы надеялись потусоваться около дворца султана. Тусовка там была, но только для мусульман. О чем нам радостно поведала охрана. Ну что ж, значит встретим новый год в тиши отеля.
Как краткий вывод: За девять дней пребывания в Малайзии (3 дня Куала-Лумпур и 6 дней остров Пинанг) мы истратили в районе 800 долларов на двоих (проживание, питание, достопримечательности, транспорт, включая автобус на Пинанг и самолет обратно в Куала-Лумпур) ни на чем особо не экономя. За пять дней в Шанхае мы потратили больше. Как вам «дорогущая» Малайзия ?
Не «влезло» в этот рассказ повествование о пещере Бату (Batu caves), новой столице Путраджайя и посещении «города аттракционов» iCity.
Источник: ru-travel.livejournal.com
snus71
01/03/2016 10:00