Продолжаю рассказ о Гуанчжоу. Изначально я хотел посвятить один пост транспортной системе города, но когда посмотрел еще раз фотографии, то оказалось, что почти все они сняты в метро. Но метро Гуанчжоу заслуживает отдельного рассказа. Его история началась относительно недавно: первые станции были открыты всего в 1999 г. А сейчас это четвертый по протяженности метрополитен в Китае.
Общая протяженность линий составляет 236 км. (для сравнения: в московском метро — 313 км.), количество станций 144 (в Москве — 188). Среднесуточный пассажиропоток в метрополитене Гуанчжоу составляет 3,24 млн. человек (в Москве — 6,92): такой разрыв связан, скорее всего, с тем, что в Москве метро часто безальтернативный транспорт, в то время как в Гуанчжоу огромной популярностью пользуются те же автобусные линии.
Стоимость одной поездки зависит от расстояния и маршрута. Для частых поездок удобнее приобрести пополняемую карту, для периодических — покупать жетоны. При для входа жетон нужно только прислонить к специальному месту на турникете, для выхода — бросить в специальное отверстие (жетоны для многократного использования). Если какой-то умник купил жетон на один маршрут, а фактически проехал по другому (т.е. дороже), то выйти не получится. Что касается цен, то на моем опыте поездки на небольшие расстояния стоили порядка 2-3 юаней (10-15 рублей). Если вас несколько человек, то можно ехать и на такси (но об этом позже).
Как прекрасен эскалатор без рекламы.
Станции отличаются друг от друга, но есть общие принципы в навигации, размещении рекламы и пр. Так, платформы имеют стеклянные ограждения, за которыми размещаются рекламные модули.
На многих станциях смонтированы телевизионные панели.
Очень порадовали меры по регулированию пассажирских потоков. Например, такие ограждения. Представьте что-то подобное в московском метро.
Один из вестибюлей.
Обратите внимания на хромированные ограждения, часть из них на колесах. Служащие при необходимости могут быстро регулировать длину и положение этих ограждений. Вообще при сопоставимой численности населения Гуанчжоу и Москвы, в китайском метро гораздо просторнее. Даже в час пик можно ехать без давки.
Навигация по маршруту. Отмечу, что ориентироваться в метро было очень легко, даже не зная китайского языка и не пользуясь посторонней помощью. Почему же? В первую благодаря очередь грамотной навигации и картам. Ну и еще один момент. Если обратите внимание, то все названия станций метро дублируются латинскими буквами. Сначала я думал, что это английский язык и подумал «ну надо же, хотя бы где-то пошли на встречу туристам». Не тут-то было: на самом деле это пиньинь — система романизации для китайского языка. Поэтому попытки что-то спросить, читая слова по правилам английского, вызывали у китайцев закономерное непонимание. Пиньинь был принят в 1958 г., а с 1979 он используется во всем мире в качестве официальной латинской транскрипции имен и названий из КНР.
Час пик: никто не бежит, расталкивая всех локтями.
Перед входом в вагоны сделана вот такая удобная разметка. Сразу понятно, где стоять, где идти.
Доска почета. Что интересно, указаны не имена сотрудников, а их номера.
Как и во всех нормальных метрополитенах, здесь развита торговля. Был замечен вездесущий «7 eleven».
Еще один вестибюль.
Иногда встречаются очень интересные и смелые архитектурные решения для оформления станций.
Выходы нумеруются по буквам и имеют одно общее фойе. На наземной карте указывается расположение выхода, основные улицы и магистрали. Очень удобно, когда ты еще не знаешь, какой выход тебе нужен. Есть время спокойно сориентироваться и пойти в нужном направлении.
Ну и какое же метро без запретов?:-) В целом же, метро в Гуанчжоу мне показалось очень современным, невероятно чистым (просто стерильным), удобным и комфортным. Московское метро проигрывает начисто, увы. Становится просто непонятно, почему при таких финансовых ресурсах нельзя сделать человеческое метро хотя бы в одном городе РФ — в столице.
Из Гуанчжоу в Шэньчжэнь (следующий город, о котором я буду рассказывать) мы добирались на поезде. Вот несколько фотографий вокзала.
В кассах покупают билеты в основном иностранцы, т.к. в терминалах продажа билетов только при наличии местного ID.
Буквально несколько слов о других видах транспорта. Как это не удивительно, но в таком огромном мегаполисе достаточно неплохо развита велосипедная инфраструктура. И она действительно используется. В Китае нет нефти и газа, бензин стоит очень дорого, поэтому вопрос экономии крайне актуальный. Так, я впервые встретил мопеды на аккумуляторах. Ну а велосипед требует только собственных усилий.
Такси, наверное, самый удобный вид транспорта. Конечно, это в основном не кэбы как на фото, а обычные седаны. Все машины, как мне показалось, переведены на газовое топливо, поэтому больше одного чемодана в багажник не влезает — нет места:-) Но это компенсируется ценой поездки: в нашем случае она редко составляла больше 150 рублей, при достаточно приличных расстояниях.
Ссылка на официальный сайт метрополитена Гуанчжоу — https://www.gzmtr.com/en/